Почта для заявок
Заземление на судне должно не дать возможности появиться разности потенциалов опасных для человека в любых условиях и обеспечить нормальную работу электрооборудования и радиотехнических устройств. Так как плавсредство находится во враждебной среде к обустройству разного вида заземлений предъявляются серьезные требования.
Заземление на судах в зависимости от области его назначения можно подразделить на четыре вида:
Как часть устройства защиты от молний.
Каждое направление регламентируется стандартами и ТУ.
Обустройство заземления при получении электроэнергии с берега регламентируется инструкцией РД 31.21.81-79.
Подача 3-х фазного напряжения должна осуществляться 4-х жильным судовым кабелем. Заземляющая жила кабеля подключается на берегу к нулевому проводу сети глухозаземленной нейтралью и к заземляющему устройству в электроколонки сетей с изолированной нейтралью.
В случае применения трехжильного кабеля допускается использование дополнительного одножильного кабеля для заземления. Он должен быть механически скреплен с фазным кабелем.
Категорически запрещается использование швартовов в качестве заземлителей
Для снижения потенциала в случае пробоя изоляции, в соответствии с Правилами Регистров, ПТЭ и ПТБ на судне подлежат заземлению корпуса двигателей, трансформаторов и прочего электрооборудования с номинальным напряжением переменного тока в 42 В и постоянного в 110 В.
На металлическом корпусе яхты закреплена медная полоса или лента, на которую выводят заземляющие проводники от корпусов оборудования. Площадь сечения заземляющей ленты не меньше 16 мм2.
На деревянном судне латунный или медный заземлитель – лист или полосу толщиной до 2 мм и площадью минимум - 0,5 м2 крепят с внешней стороны корпуса ниже ватерлинии. С внутренней стороны корпуса корабля к ней выводят заземляющие проводники оборудования.
Если заземление корпуса осуществляется соответствующей жилой питающего кабеля, ее сопротивление не выше 0,4 Ом, если перемычкой на заземлитель - 0,1 Ом.
ВЧ- заземление необходимо для обеспечения качественной работы радиотехнических устройств, локаторов, эхолотов. Электромагнитное излучение одних приборов могут существенно сказываться на работе другого оборудования. Приборы, использующие высокие и сверхвысокие частоты на судне с металлическим корпусом соединяются с ним перемычкой на приваренный рядом болт.
В случае неметаллического корпуса судна передатчики мощностью 50 Вт соединяются с общим заземлителем медной шиной 25 мм², в передатчики мощностью до 500 Вт шиной не меньше 50 мм². Замена шин гибким медным проводом соответствующего сечения допустима.
Кабельные трассы из высокочастотных кабелей выполняют из экранированных изделий. Для снижения их влияния, освобожденные от внешней оболочки до металлического экрана, кабели хомутами поджимают к зачищенным до металла переборкам.
В соответствии правилами электробезопасности на кораблях ПОТ РО-152-31.83.03-97 запрещено совмещать виды заземлений с заземлением молниеотводного устройства. Цельнометаллические алюминиевые и стальные яхты защищены от электрического поля корпусом.
Деревянные и пластиковые суда в качестве заземлителя используют отдельно от рабочего заземления. Если деревянные лодки используют медные пластины, то композитные чаще всего применяют металлический форштевень или киль, окрашенный токопроводящей краской. Молниеприемники, выступающие части металлических мачт и надстройки, соединятся с заземлителями токоотводами – медными проводами диаметром не менее 13 мм.
Токоотвод должен соединять заземлитель с молниеприемником прямолинейно, без изгибов и углов. Токи могут быть очень большими и проводник может не выдержать.
При подключении яхты или катера к береговому питанию штатным кабельным комплектом типа Ratio 2821, Trem Electra Z2010025, Osculati 14.334.10 и многими другими решает проблемы заземления. По ГОСТ 7866.1-76 вполне годятся для этого судовые кабели КНР, НРШМ и МРШМ. В случае дополнительного одножильного кабеля заземления изделия этих отечественных марок вполне подходят.
Для подключения силового оборудования судна используются кабеля КМПВЭ, КНР, НРШМ и МРШМ с заземляющей жилой в конструкции. Соединение приваренного болта к металлическому корпусу корабля с корпусами приборов и электрооборудования осуществляется стандартной, по ОСТ 5.6124-82, перемычкой из меди, латуни или стали.
Формирование заземляющих контуров деревянных, пластиковых или композитных судов лучше производить из специальных кабелей КЗКнг(A)-HF или КЗКнг-LS.
КЗКнг(A)-HF. Медный, контрольно-заземляющий кабель. Не содержит галогенов (Halogen Free) - HF. Допустимая рабочая температура нагрева жил — 90 °С. Номинальное напряжение до 0,75 кВ. Гибкий, минимальный радиус – 6 внешних диаметров кабеля. Срок эксплуатации - до 35 лет.
КЗКнг-LS. Технические характеристики схожи с КЗКнг(A)-HF, однако отличается не только негорючестью, но и низким выделение газа и дыма. LS - (Low smoke) мало дымный.
Для токоотводов при защите от молний применяются кабеля типа МГ, АС, АМГ и ПВ6 в виде жгутов, тросов, защищенных от коррозии. Сечение медного токоотвода не меньше 70 мм², стального -100 мм² на больших судах.