Почта для заявок
Наибольшая нагрузка на автомобильную аккумуляторную батарею и провода, соединяющие её с бортовой сетью, приходится на момент запуска двигателя. Кратковременные пики потребляемого стартером тока могут достигать нескольких сотен ампер, в зависимости от температуры и вязкости масла в системе смазки. Жёсткие условия эксплуатации проводов для аккумулятора предъявляют к ним определённые требования, в числе которых:
При замене штатных проводов АКБ, а также проводов для «прикуривания» авто возникает вопрос — использовать ли готовые провода, купленные в магазине запчастей или изготовить их самостоятельно, отдельно купив кабель, наконечники и клеммные зажимы.
Второй вариант вполне доступен автомобилистам, имеющим некоторый навык электромонтажных работ, а с учётом риска приобретения некачественных готовых изделий, он может оказаться более предпочтительным.
Провода, предназначенные для подключения непосредственно к выводам АКБ, могут быть стационарными или переносными. Стационарные являются частью системы электрической бортовой сети автомобиля, переносные служат для «прикуривания» или подключения сторонних потребителей: компрессора, вулканизатора, переносного светильника и т.п.
Стационарные провода АКБ относятся к стандартным изделиям, предназначенным для конкретной модели автомобиля. Они делятся на три типа:
Провода для аккумулятора представляют собой жгуты определённой конфигурации с напрессованными клеммами и наконечниками.
Каждый из жгутов (плюсовой и минусовый) состоит из двух проводов различного сечения. Провода, предназначенные для соединения со стартером обычно выполняются сечением не менее 16 мм2 и оборудованы медными наконечниками. Плюсовой провод, питающий остальных потребителей бортовой сети, может иметь площадь сечения 6 – 8 мм2 и подключается к блоку предохранителей. Второй провод минусовой клеммы (также 6 – 8 мм2) соединяется с кузовом автомобиля, то есть «массой».
При самостоятельном изготовлении, сечение стартерных проводов лучше увеличить до 35 мм2, а проводов «массы» и питающих блок предохранителей – до 10 мм2. Благодаря такому запасу уменьшится величина падения напряжения в проводах и облегчится запуск двигателя. При изготовлении комплекта особое внимание следует уделить монтажу клемм и наконечников. При некачественном обжатии, в местах их соединения с проводами может появиться значительное переходное сопротивление, которое вызовет локальный перегрев и оплавление изоляции. При большом сопротивлении проводов двигатель может и вовсе не завестись, так как напряжение на обмотке стартера будет слишком низким.
Для монтажа наконечника конец провода зачищают от изоляции и удаляют окисел с жилы при его наличии. Для опрессовки лучше использовать специальный пресс, но при его отсутствии можно использовать слесарные тиски. После обжатия в тисках гильзу наконечника можно накернить для улучшения контакта. Наконечники лучше взять медные лужёные, они не подвергаются окислению, как чистая медь. Гильзу наконечника плюсового провода следует защитить изоляционной трубкой, лучше термоусаживаемой. Это предотвратит от его случайного соприкосновения с корпусом автомобиля и короткого замыкания.
Рассмотрим наиболее распространённые марки проводов российского производства, использующиеся при монтаже автотракторной проводки.
ПВА. Данный тип провода предназначен для монтажа электрических цепей автомобильных транспортных средств. Медная токопроводящая жила высокой гибкости покрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластиката, рассчитанной на напряжение до 48 вольт. Провод не распространяет горение при условии одиночной прокладки и устойчив к воздействию автомобильного топлива и масел.
Допустимый диапазон температуры при эксплуатации ПВА составляет от -40°С до +105°С. В ходе заводких испытаний провод выдерживает воздействие температуры +135°С в течение 96 часов.
ПГВА. Специализированный автомобильный провод. Медная многопроволочная жила имеет класс гибкости 3.
Менее устойчив к воздействию высокой температуры, допустимый диапазон которой от -50°С до +70°С. Поливинилхлоридная изоляция рассчитана на напряжение до 48 вольт.
КГ. Кабель КГ 1х35 мм2 может применяться для изготовления аккумуляторных проводов для питания стартера автомобиля. Токопроводящая медная многопроволочная жила 5-го класса гибкости.
Наружная оболочка из резины РТИШМ обеспечивает работоспособность кабеля при напряжении до 660 вольт.
При самостоятельном монтаже аккумуляторных проводов нелишней будет их дополнительная защита от механических повреждений с помощью пластиковой гофрированной трубки.
Не во всех моделях автомобилей минусовый провод непосредственно соединяется со стартером. В этом случае предполагается, что ток стартера к минусовой клемме протекает по деталям корпуса машины.
При переделке проводов лучше предусмотреть прямое подключение минуса к двигателю стартера. Это обеспечит наиболее надёжный контакт, наименьшее сопротивление стартерной электрической цепи, и как следствие более лёгкий запуск автомобиля.