Кабель для подогрева сидений

Кабель для подогрева сидений

В сырую или морозную погоду садиться в еще не прогретый автомобиль на холодные передние или задние сидения некомфортно. Если подогрева сидений в вашей машине нет, но хотелось бы, то, можно смонтировать её самостоятельно. Вам понадобится провод для обогрева сидений, некоторые знания и навыки. Об этом немного подробнее в данной статье.

Обзор марок проводов для подогрева сидений

Какие нагревательные провода лучше использовать для подогрева сидений? По опыту автомастеров лучше всего подходит марка МГТФ и провода на углеволоконной основе (карбоновые).

МГТФ - это монтажное проводное изделие (литера "М" в маркировке)  5-го или 6-го класса гибкости ("Г"), которое отличается повышенной теплостойкостью ("Т", свыше 100 С) и имеет фторопластовый изоляционный слой ("Ф"). Наличие экрана маркируется буквой "Э".

Основные технические параметры марки МГТФ:

  • сечение проводников 0,03-2,5 мм2;

  • жилы - мультипроволочные из меди;

  • рабочий электроток - переменный 250 В (до 5 кГц), постоянный 350 В;

  • диапазон рабочих температур: -60/+220 С;

  • изделие устойчиво к воздействию агрессивных сред, морозам, ударным нагрузкам;

  • полезный срок службы - 20 лет.

Необходимо учесть, что МГТФ нельзя эксплуатировать при уровне влажности больше 80%, а также подвергать существенным нагрузкам на растяжение.

Карбоновый провод обычно применяют в системах "теплых" полов, обогрева уличных объектов, трубопроводов, почвы в теплицах, а также они подходят и  для подогрева сидений в салоне автомобиля.

Углеродное волокно в составе карбонового проводного изделия  является полупроводником и теплообразующим элементом. Главная особенность и преимущество данного волокна - быстрый набор температуры.

Основные технические параметры карбонового провода для подогрева сидений:

  • сечение проводников 0,03-2,5 мм2;

  • жила - монопроволочная из углеволокна;

  • изолятор - силикон;

  • рабочий электроток - переменный 7/380 В;

  • диапазон рабочих температур: -60/+250 С;

  • отличается высокой проводимостью тепла, не распространяет горение;

  • радиус изгибания - практически нулевой, то есть провода очень гибкие;

  • полезный срок службы - 30 лет.

В качестве провода для обогрева сидений и теплонесущего элемента используют обычную проволоку из хромоникелевого сплава (нихром),  иногда - даже LAN-кабель.

Некоторые "народные умельцы" выбирают провод для обогрева сидений по принципу "взял в гараже/на балконе ненужный отрезок кабеля". Это не верный подход, повышающий вероятность возникновения аварийных и пожароопасных ситуаций.

Выбор сечения провода для подогрева сидений в авто

Поиск оптимального сечения нагревательных проводов, которые используются в самодельных системах подогрева передних и задних сидений автомобиля - достаточно ответственная задача. Ведь если подключить проводку слишком большого сечения, то возникнет перегрев, возможны проблемы с электрическим питанием других важных узлов машины. Заниженное сечение - и эффект обогрева будет минимальным, комфорт от управления авто снизится.

Предельная мощность блоков для подогрева сидений не должна превышать показатель 30-50 Вт, поэтому длина провода рассчитывается, исходя из выбранного сечения электрожилы, или наоборот.

Каждый марко-размер кабельного изделия имеет четко определенные показатели электросопротивления. Поэтому, необходимо определить требуемую длину провода и выходную мощность. Пример расчета показан на рисунке для карбонового провода сопротивлением 3,3 Ом. Обозначения: I - сила тока, U - напряжение электробатареи автомобиля (14 В), R - сопротивление, P - мощность.

Рекомендуемые сечения для марки МГТФ - 0,07 или 0,12 мм2, для проволоки из нихрома 0,5 мм2.


Особенности монтажа провода для автомобильных сидений самостоятельно

Если Вы решили, что накидки для обогрева салона не подходят, предлагаем ознакомиться с универсальной схемой, которая позволит собрать греющую систему своими силами.

Используйте стандартную заводскую "грелку" или сконструируйте ее самостоятельно. На кусок ткани, типа джинсы, подходящего размера спиралевидными отрезками нашивается выбранный провод для подогрева сидений. К нему подводятся силовые кабеля, например, сечением 2,5 мм, и вся плоскость накрывается аналогичным куском материи и прошивается по периметру.

Готовый или созданный своими руками нагревательный мат нужно установить на место. Для этого:

  • снимите обшивку передних или задних сидений (возможно, их будет удобнее полностью демонтировать);

  • закрепите полотно для обогрева клеем или 2-сторонним скотчем;

  • зафиксируйте термодатчики и выведите питающие электропровода;

  • верните обшивку и автокресла на место;

  • уложите проводку под ковриками или панелями до места подключения к аккумулятору/прикуривателю и кнопок управления (можно использовать гофру).

Теперь необходимо соединить нашу систему обогрева с бортовой электрикой автомобиля. Если сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к опытному автоэлектрику. Схема работы следующая:

  • мультиметром найдите 12 В цепь автомашины;

  • плюс-провод термодатчика нужно подключить к разъему зажигания, что запитывать греющее полотно только после поворота ключа;

  • кабель питания через предохранитель выводится на плюс-клемму аккумулятора или к контактам прикуривателя;

  • минус соединяется с "массой". 

Обязательно тщательно пропаяйте и заизолируйте все соединения! Только после этого можно приступать к тестированию.

В мировой сети есть много видеороликов с достаточно подробными инструкциями и различными вариантами подключения проводов для подогрева сидений и систем обогрева салона автомобиля. Вот один из них:


22.01.2020